08.07.2012, 03:20 – 05:15

2012 год называют годом перехода Земли в четырёхмерный план мира с расширенными законами физики и усовершенствованными относительно обычных возможностями человека. К которым относят путешествия в пространстве и времени, телепатию, интуитивное знание, ясновидение и прочие забытые нами вещи.
Чтобы достойно войти в новый мир, стоит представлять, что такое четвёртое измерение и как оно формируется. Конечно, изобразить в трёхмерном мире четырёхмерный предмет нельзя, но вообразить – можно.

Экзерсисы из учебника

Начнём с простейшей геометрии.
У точки измерений нет. Идеальную математическую точку нельзя увидеть, потрогать, и можно поставить в любое место.
Линия одномерна. Её тоже нельзя увидеть в идеале, ибо она состоит из ряда точек. Каждая из этих точек может быть местом пересечения линии с другой линией. И неисчислимое множество линий может проходить за её пределами.
В «Розе Мира» Даниила Андреева описан чудовищный, невообразимый одномерный мир – Дно Шаданакара, где мучаются отвергнутые всеми мирами и оставленные самими демонами разрушения сущности. Каково это – иметь одну лишь протяжённость и быть связанным с себе подобными, как два куска рельсов?..
Плоскость – куда более интересная штука. Она двумерна. В ней можно умещать линии в любых направлениях, и они будут пересекаться или идти параллельно. Однако существуют линии, которые пронзают навылет саму плоскость, оставляя на память только точку. А есть те, которые проходят над или под плоскостью, не задевая её ничем. Это зачатки третьего измерения. О которых мы, трёхмерные, всё хорошо знаем, а жители плоского мира – ничего. Как мы о жителях четвёртого измерения.
Вообразим, что на плоскость сверху положили кубик. Он трёхмерен. Какой след он оставляет на плоскости? Плоскость. Если же поставить кубик на ребро, он оставляет на память о себе линию. Если же удерживать куб так, чтобы он касался плоскости лишь одной вершиной, то он исчезнет из восприятия жителей двумерного мира. Или, если он не идеален, в точке соприкосновения будет происходить некое возмущение. На этом примере можно понять, что четырёхмерные тела ведут себя так же, но с дополнительной возможностью скрыться с глаз в четвёртом измерении.
Говорят, что астральное тело четырёхмерно, и одновременно говорят об астральном двойнике. Что это означает?
Если у квадрата 4 вершины, то у куба их 8. У четырёхмерного аналога их будет 16. То есть в некотором роде будет существовать два куба, удалённых друг от друга на некоторое расстояние. Правильный четырёхмерный многогранник – это, по сути, куб, от каждой вершины которого… на расстояние, равное длине ребра… Ага! Вы задались вопросом – в какую сторону? Мы можем нарисовать это как маленький кубик внутри или большой куб снаружи. При этом и тот, и другой одинакового размера.
Вот такая шутка воображения. Потому-то астрал и бегает с нами как пёс на привязи, на энергетическом канале, который есть наша проекция на четвёртое измерение. Хотим – внутрь себя этот астрал запрячем, хотим – вынем и пустим погулять по мирам и весям. Он будет оставаться того же размера, но связь между ним и оставленным телом нерушима – они одно и то же, но в разных проекциях. Как противоположные грани куба.
Стойте! Ведь граней у куба шесть! Значит, таких двойников должно быть… должно быть… Восемь кубов, засунутых друг в друга, с одинаковой длиной всех рёбер? Что за чертовщина?!
Да-да… как в квадрате 4 одинаковых ребра, в кубе 6 двумерных квадратов, так в четырёхмерной хреновине 8 трёхмерных кубов.
Есть такой лжечетырёхмерный объект – тессеракт. Он представляет собой пародию на это вот свойство дополнительного измерения, его можно проецировать в четырёх направлениях.

Нехорошая квартира

А что из этого для нас следует? Вспомним спрятанный кубик. По правилу четвёртого измерения в каждой точке нашего мира, в каждом стыке обоев на стене может прятаться дверь в альтернативную реальность – настоящая дверь в Нарнию в платяном шкафу. И здесь будет уместно вспомнить шута и гаера, сатанинского служку Коровьева, который проговорился королеве Маргарите, что-де бальное помещение выстроено при помощи пятого измерения.
Почему же пятого, почему не четвёртого, если можно упрятать дополнительную область пространства в одну точку на трёхмерной картине мира? В четвёртом измерении?
Да потому, что при любом раскладе такая дополнительная мерность будет в точности повторять размер и физические свойства оригинального объекта, то есть из нехорошей квартирки можно отобразить только восемь взаимопересекающихся вариантов одной и той же квартирки, и менять в них физику и устраивать фокусы с исчезновениями пришлось бы с большою опаской и оглядкой. Нет, мессир Воланд на такое крохоборство не пошёл бы, тем более он и над временем кое-что учудил! Чтобы сделать из помещения маленького помещение куда более обширное, без пятимерного плана уж никак не обойтись. Пятое измерение сглаживает все огрехи четвёртого и предоставляет немыслимую свободу действий – в два направления дальше, чем в нашем бренном мире!
Чтобы понять, как здорово иметь в запасе два лишних направления, вспомним стереометрический фокус со скрещивающимися прямыми. Основное свойство которых в том, что они не пересекутся никогда, так как лежат в параллельных плоскостях. Можно встать у них над душой и по направлению взгляда увидеть крест, а между прямыми – точку, но это будет спрятанное третье измерение. Две половинки этих «ножниц» могут сидеть на сколь угодно длинном винте и никогда ничего, сойдясь, не разрежут.
Проделаем такой фокус с двумя квадратами и четырёх измерениях. После квантового перехода это, видимо, даже увидеть можно будет. В трёхмерном мире это банально прямая, параллельная плоскости – или плоскость, параллельная прямой. Только в этой прямой спряталась другая плоскость, которая, выскакивая на поверхность и показывая себя, сразу вырождает первую в линию. Или то, или другое, перехода глазу увидеть не дано. Он в четвёртом измерении спрятался, в которое наши квадратики по очереди могут нырять.

О магах и порталах

И пятое измерение дарит нам возможность телепорта в другой мир. Здравствуй, Нарния! Вошли в Нарнию. Вышли из Нарнии. Вошли. Вышли. Вошли. Вышли. А стоять в проходе нельзя: Аслан придёт и пердюлей даст, а то ка-ак занесёт… Куда? А это уже Филип Пулман. Чудесным ножом режем бытие и входим в другое бытие. А на стыке – межпространственный вакуум, в котором плещутся все непересекающиеся миры и летают призраки, которые отчего-то убивают взрослых. Видимо, они зла им не желают, а просто находят их достаточно опытными, чтобы показать смену измерений в пятимерном континууме. Только из-за превратностей физики процесс сугубо одноразовый. Поэтому трёхмерное тело легко отрывается и остаётся в непересекающемся пространстве. Запомните, дети – в пятимерном континууме безопасно совершать только астральные путешествия в четырёхмерной оболочке! Так у вас останется возможность хотя бы одним чувством уловить замену одного измерения на другое.
О природе трёхмерного мира люди за тысячелетия настрочили миллионы книг. А о четырёхмерном мире можно написать ещё больше. Представляете?! Как много интересного и любопытного спрятано в изнанке нашего видения!!!
В Великом Кристалле Владислава Крапивина живут Пограничники – мальчишки, которые умеют нырять в межпространственный вакуум и по энергетическим линиям путешествовать между разными мирами. Гипотеза на грани фантастики: если они остаются при этом в живых, нужно как минимум шесть измерений – чтобы они могли всю свою трёхмерность засунуть в место, удалённое от родного мира полностью!
Шестимерность… Кто-то даже описал существование 9-, 16- и тому подобно-мерных форм жизни. Золотой путь Духовного Восхождения предлагает 256-мерные и 65536-мерные миры. Почему-то без перехода по остальным мерностям, видимо, способности к постижению возрастают в геометрической прогрессии у всех достигших необходимого уровня существ. Я же вам обосновал наличие и задачу пятого измерения?
Вспомним четырёхмерный сверхкуб. У пятимерного объекта будет десять сверхкубов… а простейшая проекция на наш мир будет выглядеть как отражённые в зеркале относительно друг друга двухкубия. Неизбежны искажения и искривления размеров, но вы помните, что всё там одинаковой длины…
Всё это можно описать по принципу зеркала. Сосчитаем рёбра.
Линия, отражаясь в зеркале, даёт 1+1 ребро и 2 ребра, соединяющих вершины.
Квадрат, отражаясь в зеркале, даёт 4+4 ребра и 4 ребра, соединяющих вершины.
Куб, отражаясь в зеркале, даёт 12+12 рёбер и 8 соединительных.
Четырёхмерник, отражаясь в зеркале… 32+32 и 16 соединительных.
Ну и бяка.

Вот небольшое видео про пятимерный куб.

Боевая гиперстереометрия

Решим практическую задачку. Бывший боец спецназа, а ныне фантаст Сергей Тармашев:

«Я вот себе многомерность очень хорошо представляю. Это полезно в боевых условиях: вместо того, чтобы по горной тропе тянуть людей и снаряжение, подставляя под обстрел, можно выйти так в тыл врагу и вывалиться из пятого измерения прямо на голову».

Заметили? Из пятого. Спрятаться и замаскировать себя можно в четвёртом, а пятое позволяет двигаться, не нарушая маскировки. Из четвёртого измерения можно углядеть плавающую точку, ползучую линию или торчащую задницу.
Можно возразить: а что, в четвёртом измерении нельзя двигаться? Как кубик, плавающий над плоскостью, или плоскость, оторвавшаяся от другой плоскости? Отвечу так: в геометрии это всё очень красиво выглядит. А вы сквозь стены ходить пробовали? В четырёх-то да, так можно двигаться, только будет это неудобно, как колесо катить под углом сорок пять градусов на ребре. Или даже ещё хуже с психической точки зрения. Более-менее прилично протяжённостью четвёртого измерения владел, пожалуй, Кристобаль Хозевич Хунта, увековеченный за просочение в канализацию. На десяток лье, говорят, уехал. Молодец.
Соблазнительности добавляет гипотеза о том, что время-де и есть четвёртое измерение. Мол, вся протяжённость жизни объекта есть его четвёртое свойство. А пятое измерение – многовариантность такой жизни и её развития. Но тогда ведь получается, что времени и не существует – есть лишь измерения пространства. Не слишком ли просто? Если четвёртое измерение ненаблюдаемо, то как можно понять, для чего нужно четвёртое свойство? Это похоже на изображение трёхмерного куба на листе бумаги: вроде и три измерения, а их два. Поэтому четырёхмерность изображают как «внутренность и наружность». Но внутренность имеет свою длину. И эта длина может меняться… во времени! Время всё-таки существует отдельно!
А как вам концепция двумерного и так далее времени? С путешествиями в прошлое и грядущее, с перемещениями по вариантам? Время тут опять же выглядит как шуточная мера для более высокомерных (поймите меня правильно) существ.

Дробная мерность

Хитрожопием не обделённые, учёные выдумали дробную и нецелую мерность. А ушлый лжец Левашов даже предположил, что Солнечная система имеет мерность числа Пи. Откуда эта дополнительная часть?
Подозреваю, что дело в искривлениях пространства. Два с половиной измерения – это что-то вроде пересечения параллельных прямых, или треугольник, натянутый на глобус так, чтобы у него все углы были прямыми. Мерзость менее определённой метрики можно увидеть только в процессе её превращения, очевидно, что устойчивости у неё нет.
Что это и как это, если измерений больше трёх, думать и воображать пока отказываюсь.